Для новичков

В условиях жесткой конкуренции цель любого ритейла ― дать покупателю тот уровень сервиса и качество товаров, который покупатель будет считать справедливым и соответствующим его  затратам. Сети не могут рисковать своей репутацией и потому при выборе поставщика тщательно оценивают риски, ведь закупка товара для магазинов всей сети производится у одних и тех же поставщиков.  

Помимо  требований ГОСТов, и систем стандартов пищевой безопасности для оценки качества в сетях есть свои  чек-листы, по которым они могут проверять предприятие. Кроме того, даже в рамках отдельной торговой сети, если в нее входят магазины разного формата, может существовать  внутренний регламент проверки для каждого из форматов.

В начале сотрудничества качество товара оценивается после прохождения предприятием процедур аудита и верификации. Они позволяют оценить возможные риски, способность поставщика производить и поставлять продукцию, соответствующую требованиям и согласованному уровню сервиса.


Аудит

Перед заключением договора проводится оценка качества продукции потенциального поставщика для определения его способности стабильно и в срок поставлять качественные товары и услуги.

После заключения договора о сотрудничестве для оценки качества поставки проводится регулярный мониторинговый аудит с периодичностью раз в год или по иному графику, установленному ритейлом. При этом каждая сеть сама определяет критерии, по которым будет оценивать поставщика.  Для этого отдел снабжения  решает, по каким товарным группам проводится аудит, какие поставщики проходят аудит и как часто.

При подозрении или выявленном факте поставки некачественного товара, ритейл может инициировать ситуативный аудит, с целью установления причин проблем с поставками от действующего контрагента.

Аудиторы проходят по всей цепочке производства продукта. При этом каждая сеть может делать это по-разному. В одном случае аудит может начаться с момента упаковки и отгрузки готовой продукции, дойдя до этапа приемки сырья, в другом случае, аудиторы начнут  с этапа получения сырья, последовательно продвигаясь по всем производственным линиям вместе с продуктом вплоть до отгрузки. После чего выносится решение.

Если нарушений не выявлено и комиссия вынесла решение о  соответствии продукции поставщика требованиям сети, могут быть даны рекомендации по улучшению производственных процессов и развитию взаимовыгодного сотрудничества.

В случае отрицательного решения поставщик получает перечень работ по устранению выявленных несоответствий. В дальнейшем ведущий аудитор возвращается на производство для контроля реализации запланированных мероприятий. При этом одни сети могут сразу назначить дату следующей проверки, а другие ― будут тянуть с ответом.

В случае выявления серьёзных  нарушений, торговая сеть может прекратить сотрудничество с поставщиком. Из-за высокой загруженности аудиторов, очередь на проверки довольно длинная, и, оказавшись в ее конце, вновь добиться сотрудничества будет непросто.

Как правило, аудит занимает не один день. Его может проводить предприятие-получатель или независимая организация. В дополнение к этому проверки качества товара на полке  осуществляет Российская система качества.

Продукция закупается непосредственно в рознице, в торговых точках на территории всей страны, а затем направляется на испытания в независимые лаборатории, что позволяет дать объективную оценку качества. Товарам, которые не только соответствуют всем требованиям законодательства, но и значительно превосходят их, присуждается Знак качества. О результатах  регулярных исследований можно узнать на сайте организации: https://roskachestvo.gov.ru.


Если поставщик не виноват

Если вы столкнулись с ситуацией, когда ваш товар был признан некачественным, необходимо понять причину, почему так произошло.

Помимо внеочередного аудита, который поможет  опровергнуть вашу вину, не забудьте о наличии на складе контрольного образца продукции.

Дело в том, что от отгрузки продукции с вашего производства до его попадания на полки магазинов, товар проходит долгий путь, включая доставку сторонними компаниями и хранение на РЦ или складе ритейла. В случае, если потеря качества продукции произошла на этапе транспортировки или складского хранения, контрольный образец поможет доказать вашу невиновность.

При этом нужно помнить, что по умолчанию договор поставки с ритейлом составлен таким образом, что ответственность за качество продукции лежит исключительно на поставщике. Более того, если проверка ритейла покажет наличие некачественного товара на полке, то поставщик будет обязан заплатить не только штраф, выставленный к сети проверяющим органом, но и неустойку, которую сеть выставит поставщику (как правило это прописано в договоре поставки). Но если у вас есть доказательства (контрольный образец продукции надлежащего качества, успешное прохождение аудита), то можно оспорить претензии по качеству. Сделать это бывает крайне сложно, особенно, если у вас нет необходимых знаний и опыта. В этом случае за помощью можно обратиться в «Руспродсоюз» ― профессиональный союз производителей и поставщиков продуктов питания, который имеет необходимые знания и ресурсы для решения проблем подобного рода.


Если поставщик виновен

В случае доказанной вины производителя в поставке продукции ненадлежащего качества или не соответствующей договору. Торговая сеть может требовать возмещения убытков, выплаты договорной неустойки за недопоставку, а так же за поставку некачественной продукции, которая обычно увеличивается за повторную поставку продукции с нарушениями критериев безопасности и несоответствия ГОСТу, ТУ или ТР ТС. Как правило, неустойка за поставку товара ненадлежащего качества выставляется в ощутимой фиксированной сумме. При неоднократном выявлении поставок, имеющих отклонения по качеству, соответствующее подразделение розничной торговли имеет полномочия исключить поставщика из списка контрагентов и расторгнуть договор поставки даже без согласования с коммерческим отделом сети.


Качество товаров при недобросовестной конкуренции

Иногда претензии к качеству могут возникать в результате факта недобросовестной конкуренции. Если вам известно о факте фальсификации продукции и есть подтверждающие исследования аккредитованных лабораторий, что конкурентный производитель реализует товары, несоответствующие информации, указанной в составе на этикетке, вы вправе обратиться к ритейлу с просьбой убрать товары с полки. Аналогичное решение рекомендует Комиссия по соблюдению Кодекса добросовестных практик.  Добиться справедливости  в данном случае поможет  профессиональный союз производителей и поставщиков продуктов питания «Руспродсоюз». Если у вас есть подобный кейс, Вы можете обратиться в союз за консультацией.




Возврат к списку